Все родители ожидают от своего чада выдающихся свершений, успеха, но, что для этого надо сделать?
Необходимо учить, направлять и поддерживать старания крохи с самого раннего детства.
Психологическая готовность малыша к обучению в школе
Дошколятами считаются детки 4-7 лет. Ребята 4 лет уже обладают основными навыками самообслуживания, способны активно общаться со сверстниками, а в возрасте 7 лет у них складывается психологическая готовность к обучению.
Лучше заранее обратиться к психологу для диагностики уровня сформированности психологической готовности малыша, т.к. приблизительно треть родителей сталкивается с тем, что их чадо еще не совсем готово к вступлению в новую для него роль.
Различают несколько компонентов этого новообразования: социально-психологическая, интеллектуальная, личностная, реже физическая готовность к школе. Психологическую готовность к обучению необходимо рассматривать как единое образование, совокупность вышеперечисленных составляющих, если какая-то их них «западает», то «тормозится» в целом формирование готовности ребенка к обучению в стенах школьного заведения.
Подготовка к школе
В настоящее время разработана масса специальных игр, книг, занятий, ориентированных на развитие ребенка! Соберите с ним мозаику, если ему сложно работать с мелкими фрагментами картинки, создайте свою собственную, более крупную. Она поможет крохе научиться, лучше распознавать форму и цвет.
Слепите вместе маленького зверка из пластилина, сотворите шедевр пальчиковыми красками, купите раскраску. Тонкие, миниатюрные манипуляции с различными предметами совершенствуют ручную умелость вашего чада, а, следовательно, позитивно сказываются на умственном развитии.
Приобретите развивающие пособия, соответствующие возрасту ребенка. Они помогут ему познакомиться с ранее неизведанными действиями (например, счетом, распознаванием картинок и букв), расширят его познания в различных областях. Организуйте упражнения для развития воображения, мышления, внимания, а также памяти малыша.
Сейчас современные мамочки стараются вырастить из своего чада гения, используют разнообразные методики, игры, занятия. Пытаются, чтобы их кроха раньше других научилась писать, читать. Зачем? Необходимо заниматься развитием ребенка, учитывая его возрастные особенности, специфику формирования психических функций на определенных этапах его жизни.
Обычно уделяя время опережающему развитию, родители забывают о том, что заниматься с малышом нужно не только в раннем детстве. Да, безусловно, это важно, но если перестать работать с ним, то постепенно его способности окажутся на среднем уровне. Если он раньше всех овладел школьными навыками, то через несколько лет школьного обучения он может стать таким же, как и все.
Специфику этих изменений проще объяснить, используя понятия зоны ближайшего и актуального развития. Первое понятие свидетельствует о потенциальных возможностях малыша, указывает на то, что он может сделать при помощи взрослых. Второе понятие определяет его реальные умения, т.е. то, что он способен выполнить самостоятельно.
Если в первом классе ребенок развит лучше остальных, то сфера его потенциальных возможностей шире, чем у других. Ему становятся, не интересны уроки, потому что он уже это знает и умеет. Он ждет, пока остальные его догонят, но если с ним перестать заниматься, то постепенно зона ближайшего развития малыша сузится, приравняется к показателям других ребят.
Таким образом, процесс его развития осуществляется при выполнении сложных для него заданий, когда он должен искать новые способы решения предложенных ему задач. Простые упражнения, доступные для его самостоятельного выполнения лишь закрепляют уже имеющиеся умения, а не помогают их развитию.
Сохраните желание ребенка самостоятельно искать ответы и решения поставленных задач, не заставляйте его сразу действовать по выверенному алгоритму. Пусть он путем ошибок найдет, откроет для себя маленькую истину. Для него ценнее будет новое знание, полученное в ходе длительных размышлений, ведь он это сделал сам! Однако не перегружайте ребенка, подарите ему возможность насладиться детством в полной мере.
Уделяйте время не только формированию основных школьных навыков, умений (письмо, чтение, счет), но и совершенствованию речевых навыков крошки. Ребенок должен уметь дружить с другими детками, не пугаться новых знакомств, ведь ему необходимо развиваться и в личностном плане.
Детские игры
Игровая деятельность малыша красной нитью проходит сквозь весь процесс его развития. В четыре года предлагайте ему несложные игры, направленные на совершенствование его внимания, ловкости, мышления, ведь на уроке ему придется подолгу сосредотачиваться на определенных предметах, темах. Предложите ребенку по картинкам определить животных или поиграть с мячиком.
Затем деткам начинают нравиться игры сюжетно-ролевого характера, где за каждым закреплено определенное амплуа. Причем, они четко следят за выполнением правил и не допускают вольностей. В 6-5 лет у ребят появляется интерес к соревновательным играм.
Итак, занимайтесь не только интеллектуальной подготовкой, но и развитием малыша в личностном плане. Старайтесь сформировать гармонически развитую личность. Ребенок должен: уметь сформулировать свое мнение, обосновать свою позицию, следовать общепринятым правилам и быть самостоятельным.
Важно, чтобы в процессе дошкольного развития у вашего ребенка появилось: желание стать школьником; стремление овладеть новыми умениями, знаниями, навыками и тяга к постижению ранее неизведанного.
Ваш малыш скоро станет первоклашкой. Это волнительное, знаковое событие, как для родителей, так и для самого ребенка. Совсем скоро он познакомится с совершенно незнакомым ему школьным укладом. Обычно детки сами жаждут вступить в новую роль, им нравится играть с атрибутами школьника. Это замечательно, ведь вы можете рассказать своему чаду о школе и установленных в ней правилах в игровой форме. В дальнейшем ему будет проще привыкнуть к новым обязанностям.