Уверены, вы отлично знаете, что выбрать фильм на вечер, отвечающий не только настроению, но и прочим параметрам, включая жанр, страну-производителя и актеров в числе главных героев, может быть очень непросто. И задача усложняется, если речь идет о том, чтобы выбрать фильм вместе с партнером или — уровень мастера — большой компанией.
С другой стороны, у вас наверняка есть набор фильмов и сериалов «на все времена», которые можно включить на любом месте и посмотреть в любое время, точно зная, что они не подведут. «Звездные войны» или «Друзья», «Американский пирог» или «Дневник памяти», «Завтрак у Тиффани» или «В джазе только девушки» — о каком бы фильме ни шла речь, если он действительно любимый и всегда выручающий, вы, вероятно, смотрели его десятки раз. Угадали?
Но почему мы все это делаем? Где логика, если нам хорошо известен не только сюжет, но и мельчайшие детали? Ответ на этот вопрос, возможно, знают ученые. И звучит он чуть сложнее, чем: «Мне просто очень нравится это фильм».
Исследование, опубликованное в Journal of Consumer Research, говорит о том, что повторное потребление является более сложной вещью, чем можно предположить. «Люди используют знакомые развлечения, чтобы оценить, как их жизнь изменилась», — пишут его авторы Кристел Антония Рассел (Cristel Antonia Russell), профессор маркетинга из Американского университета (American University), и Сидни Леви (Sidney J. Levy), профессор маркетинга из Университета Аризоны (University of Arizona).
В рамках исследования они провели интервью с 23 добровольцами, каждый из которых недавно пересматривал фильм, перечитывал книгу или возвращался в место для отдыха, которое ему когда-то понравилось. Ученые намеренно использовали открытые вопросы, чтобы получить длинные и описательные ответы от первого лица. Затем эти ответы были тщательно изучены на предмет повторяющихся тем и дублирующих друг друга фраз.
Так удалось выяснить, что участники исследования делали что-то приятное снова и снова по той простой причине, что их мозг точно знал, какой тип вознаграждения в итоге получит (смех, волнение, расслабление), и этот тип вознаграждения, что немаловажно, его вполне устраивал. Интервью также позволили ученым говорить о том, что благодаря таким повторениям люди получали возможность оценить, как изменилась их жизнь за некоторый период, подсознательно используя фильм, книгу или локацию как измеритель.
«Одна женщина, например, неоднократно пересматривала романтический фильм «Послание в бутылке» с Кевином Костнером и Робин Райт. И это помогало ей работать над собой. Каким образом? Дело в том, что каждый раз, когда она смотрела этот фильм, он напоминал ей о собственных неудачных отношениях. А реакции на картину, в свою очередь, помогали увидеть, как она справляется с этим», — говорит Кристел Антония Рассел.
«Мы были удивлены полученными результатами, — признаются авторы исследования в комментарии для Scientific American. — Мы предполагали, что люди возвращаются к фильмам, книгам или чему-то еще с ностальгической целью, с целью возвращения в прошлое. Но выяснилось, что это, напротив, связано с жизненными перспективами».