Когда ребенок испытывает трудности при письме и чтении, часто это списывают на лень или невнимательность. О такой проблеме, как дислексия, думают в последнюю очередь. Чтобы вовремя ее распознать, нужна система диагностики. Однако даже осознавая свою особенность, детям будет непросто, ведь образовательные учреждения не умеют работать с такими учениками.
Дислексия — расстройство, при котором нарушена способность к чтению. Проявляться она может по-разному: у кого-то не получается быстро читать или понимать суть прочитанного, у кого-то возникают проблемы с грамотностью при письме. Расстройство не зависит от уровня интеллекта — его возникновение связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Дислексию нельзя скорректировать — с ней можно только научиться работать.
В России нет официальной статистики о страдающих дислексией. Но, как рассказала основатель Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская, согласно западным исследованиям, одна пятая населения испытывает трудности при освоении чтения и письма. Перед школой или в самих школах диагностика дислексии не проводится, а в случае обнаружения этой проблемы ни о каком инклюзивном образовании говорить не приходится.
Дислексия более явно начинает проявляться в средней школе, когда к ребенку предъявляется больше требований, а он все еще испытывает трудности с чтением и письмом. Помочь определить особенности развития у ребенка в таком случае должны нейропсихологи и логопеды. Однако сейчас нет четких алгоритмов действий для родителей — они даже не знают, куда обратиться в таком случае.
— Чтобы проблемы выявлялись в раннем возрасте, необходимо не только повышать информированность родителей, но и создавать систему ранней диагностики. В поликлиниках, детсадах и школах должны работать нейропсихологи, неврологи, логопеды и другие специалисты, способные отследить особенности, мешающие ребенку обучаться наравне с другими детьми, — считает Мария Пиотровская. Так, по ее словам, в скандинавских странах первичная диагностика дислексии проводится нейропсихологом или неврологом еще до поступления в школу — именно тогда специалист оценивает развитие ребенка и формирует так называемую группу риска детей с трудностями чтения и письма. Об этом сообщают педагогам школ, и они начинают работать с такими детьми, учитывая возможные особенности развития. Как правило, четко обозначить дислексию можно, когда ребенку уже 9-10 лет — как раз при переходе в среднюю школу.
Однако у наших учителей нет возможности помочь детям с дислексией справляться с трудностями. По мнению Марии Пиотровской, она появится, если будут внесены изменения в образовательное законодательство и введены «послабления» для учащихся с такой особенностью или, другими словами, «учет возможностей».
— Дети с дислексией должны быть оценены адекватно своим возможностям. Например, при сдаче экзаменов ребенку с трудностями чтения требуется больше времени для освоения текста, а потому на экзамене ему добавляют 30% времени. В некоторых странах ребенок может использовать электронные девайсы, которые позволяют ему слушать текст, а не читать. У нас же нет инструментов для помощи таким детям при обучении, — говорит Пиотровская.
В России до сих пор нет четкой системы сопровождения и обучения детей с особенностями развития из-за разрыва между наукой и практикой, считают эксперты. Исследования дислексии и других особенностей в стране ведутся, но стандартов и рекомендаций сопровождения людей с такими расстройствами до сих пор нет.