Заикающиеся (как дети, так и взрослые) – это в большинстве своем люди с недостаточной самооценкой, с малой долей инициативы, самостоятельности и достаточно высокой сдерживаемой агрессивностью.

Заикание у детей: почему возникает?
Мы создаем опоры не только на меня, но и на самого заикающегося. Потому что там, где нет ответственности за свой выбор, нет устойчивых положительных результатов. Психотерапия помогает нам выявить и осознать причины страха. Что за ним?
«Каждый здоровый человек будет испытывать страх речи, — говорю я , — если у него возникает заикание. Ваш страх – страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект». Клиент получает и поддержку, и сталкивается с чем–то из своей жизни, что позволяет осознать причины и суть страха. И уже в процессе коррекции речи к этому вопросу можем не возвращаться.
Коррекция заикания вызывает поломку устоявшегося поведения. Заикающиеся считают заикание причиной всех своих бед. От излечения ждут «счастья и свободы», не осознавая, что здоровая речь не может решить всех жизненных проблем.
Хотелось бы, чтобы было понятно, что заикание не только мешает, но и помогает приспособиться к окружающему миру. Заикание – способ контакта, а не его прерывание.
Заикание у детей: как семья может помочь ребенку?
Отдельно хочется выделить работу с семьей заикающегося. В основном это родители, которые чрезмерно опекают ребенка, находятся с ним в слиянии (не понимают, где их желания и потребности, а где — ребенка), лишают своего малыша ответственности за свое поведение, сдерживают его и свою агрессию.
Обычно мамы на приеме говорят так: «Мы стараемся больше сами говорить, ему ведь тяжело» или «Я уже поговорила с учителем и решила все проблемы, пусть отвечает письменно, лишь бы речь стала лучше». И с новой силой увеличивается и без того сильная зависимость близких родственников и ребенка, что приводит к закреплению и развитию симптома.
Дорогие родители! Вы можете проследить и помочь вашему ребенку, анализируя вместе со специалистом очень важные моменты в треугольнике «вы – ребенок — заикание».
Это можно сделать наблюдая:
- В каких ситуациях заикание вашего сына или дочери ухудшается или улучшается?
- Почему вы становитесь требовательнее и строже, когда ребенок начинает говорить лучше и становитесь мягче и податливее, когда состояние речи малыша вдруг изменилось к худшему?
- Что служит пусковым механизмом? Почему, например, на отдыхе заикание ослабевает или совсем проходит, а как только ребенок идет в школу или детский сад внезапно появляется?
- Как меняется ваше эмоциональное состояние, как меняются ваши отношения с близкими, с мужем (женой), когда малыш начинает заикаться?
И тогда появляется материал, с которым работаем в психотерапии.
Заикание у детей: как лечить?
Несомненно, параллельно используются
- всевозможные дыхательные упражнения,
- упражнения на расслабление,
- упражнения — импровизации,
- пение.
Огромной помощью и поддержкой для заикающихся является аппарат «Монолог». Он имеет несколько функций: звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой.
Эти функции способствуют снижению выраженной судороги, преодолению нарушений звукопроизношения, позволяют контролировать темпо – ритмическую и интонационно – мелодическую стороны речи.
Как выбрать логопеда? Опыт коррекции заикания можно широко использовать в логопедической практике. Но ее успешное применение требует довольно высокой подготовки. Работа логопеда сложна и уникальна. Она соединяет в себе качества педагога и врача в сочетании с психотерапией — мастерством эмоционального контакта с клиентом.